В целях создания условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке с 2008 года в Ростовской области реализуется областная долгосрочная целевая программа по защите прав потребителей. Таким образом, наша область стала одним из первых регионов, где к вопросам защиты прав потребителей применяется программный подход. Руководство Роспотребнадзора РФ неоднократно отмечало, что наработанный Ростовской областью положительный опыт и практические знания по организации работы по защите прав потребителей необходимо использовать другим регионам Российской Федерации.
Принятая Программа позволила своевременно акцентировать внимание, в первую очередь, на наиболее проблемные сектора потребительского рынка, в частности, такие как жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые, туристические услуги, то есть те, где уровень как государственной, так и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан до последнего времени все еще не отвечает реальным запросам населения.
В рамках реализации мероприятий программы в области ежегодно открываются общественные приемные, где потребителям оказывается бесплатная юридическая помощь, в том числе на базе общественных организаций.
Как показывает практика, систематическая, комплексная работа по защите прав потребителей может строиться только в тесном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций потребителей и органов местного самоуправления.
Важным элементом защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению, являются органы местного самоуправления.
В настоящее время во всех муниципальных образованиях области действуют структурные подразделения по защите прав потребителей, где население может получить бесплатную профессиональную консультационную помощь у специалистов администраций. Общее число таких специалистов, координирующих вопросы защиты прав потребителей в области, составляет 148 человек.
В среднем, ежегодное число консультаций, данных специалистами муниципальных образований потребителям, составляет около 60 тысяч, в досудебном порядке разрешаются более 11 000 потребительских споров или 22% от общего количества поступивших обращений.