Итоги реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 

Российская Федерация и Правительство области уделяют особое внимание стратегически важной экономической отрасли народного хозяйства, как развитие агропромышленного комплекса. На решение проблем отрасли сельского хозяйства направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2014 годы», принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и утверждением». В районе так же разработана и утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010- 2014 годы.
Основными направлениями государственной аграрной политики Красносулинского района являются:
·                     развитие свиноводства в Красносулинском районе;
·                     развитие птицеводства в Красносулинском районе;
·                     развитие овцеводства в Красносулинском районе;
·                     сохранение и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Красносулинского района;
·                     социальное развитие села в Красносулинском районе;
·                     развитие субъектов малого и среднего сельского предпринимательства и ЛПХ в Красносулинском районе.
За 2012 год в сельском хозяйстве района произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 2760,4 млн. руб., рост к аналогичному периоду прошлого года ставил 105,0%, в том числе индекс производства продукции растениеводства- 96,1%, продукции животноводства- 113,2%.
Поддержка деятельности по сохранению и воспроизводству плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Красносулинского района осуществляется в рамках областных целевых программ, которые определяют комплекс мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и недопущением снижения плодородия почв до естественного уровня и урожайности зерновых до 8 – 10 центнеров с гектара.
За счет внедрения передовых технологий, осуществления технической модернизации, использования высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, дифференцированного внесения минеральных удобрений, не смотря на сложные погодные условия, жару и засуху 2012 года, сельхозтоваропроизводителям района удалось собрать более 160 тыс. тонн зерна.
Сельхозтоваропроизводители района получили хорошие результаты и в производстве семян подсолнечника, средняя урожайность – 13,9 ц/га, вал 22,5 тыс. тонн.
В уборке урожая ранних зерновых колосовых и зернобобовых культур урожая 2012 года приняли участие 214 комбайнов, в том числе 174 комбайнов оборудованных измельчителями соломы, 72 валковых и 8 бобовых жаток. Нагрузка на 1 эталонный зерноуборочный комбайн в среднем по району составила 238 га, что позволило провести уборку без привлечения техники из других регионов. В 2012 году сельхозтоваропроизводителями района приобретено 14 единиц новых зерноуборочных комбайнов, это «Вектор-410» - 2 ед., КЛААС ТУГАНО 450 – 2 ед., Джон-Дир – 1 ед., Акрос – 4 ед., СК-5 «Нива» - 3 ед., ДОН 1500Б – 2 ед. также приобретено три жатки ЖВН – 6Б и одна ПСП – 10.
Для подвоза зерна от комбайнов на ток было задействовано 220 грузовых автомобилей, а всего в уборке приняли участие 297 единиц автотранспорта. На период уборочных работ привлечено дополнительно 140 механизаторов и водителей.
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади составляет 166,4 л.с.
За 2012 год сельхозпредприятия района получили субсидий:
на приобретение сельхозтехники произведенной в Ростовской области из областного бюджета в сумме 6,9 млн. руб.;
на компенсацию затрат по уплате банковских процентов за инвестиционные кредиты получено 12,4 млн. руб. из федерального и областного бюджетов;
на погашение части затрат по уплате процентов за краткосрочные кредиты 25,5 млн. рублей, в т. ч. из федерального бюджета 21,6 млн. рублей;
на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур направлено 1,0 млн. руб. из федерального и областного бюджетов.
Для повышения эффективности сельхозпроизводства в растениеводстве разработана структура посевных площадей по району, согласно зональной системе земледелия, которая предусматривает увеличение посевов площадей зернобобовых культур, многолетних трав, уменьшение посевов подсолнечника. По сравнению с 2011 годом увеличилась в 1,5 раза площадь зернобобовых культур, которые являются резервом для восстановления структуры и повышения плодородия почвы.
Серьезное внимание уделяется выбору оптимально эффективных протравителей семян, правильному подбору высокопродуктивных и элитных сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к условиям района. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в 2012 году составил 9,5 % (при плановом показателе – 8,0%). Сельхозпроизводители оформили и получили субсидию на погашение части затрат по приобретению семян элиты в сумме 2,0 млн. руб., в т. ч. из федерального бюджета 1,9 млн. руб. Зерновые колосовые и зернобобовые культуры высеваются не ниже третьей репродукции. Все это позволяет повышать урожайность и качество сельхозпродукции.
Для почв Красносулинского района характерны два лимитирующих элемента питания – азот и фосфор. Дефицит фосфора обусловлен содержанием карбонатов. Их присутствие способствует переходу фосфатов в трудно-усвояемые формы, поэтому почвы района нуждаются в повышенных дозах фосфорных минеральных удобрений.
За 2012 год сельхозтоваропроизводителями района внесено минеральных удобрений в количестве 5,3 тыс. тонн действующего вещества, что на 0,1 тыс. тонн действующего вещества больше чем в 2011 году. На 1 га пашни внесено по 46 кг действующего вещества удобрений. В 2012 году сельскохозяйственными организациями получена субсидия на компенсацию части затрат по приобретению минеральных удобрений в сумме 12,0 млн. руб., в т. ч. из областного бюджета 0,6 млн. руб.
Средняя заработная плата работников сельского хозяйства района за 2012 года составила 16 044 руб., что на 51 процент выше уровня прошлого года и 30,5 процентов выше показателя среднемесячной заработной платы по отрасли «Сельское хозяйство» (12 229,9 руб.).
Для выявления предприятий, имеющих признаки банкротства, ежеквартально проводится мониторинг работы сельскохозяйственных предприятий.
В целях недопущения просроченной заработной платы, снижения уровня заработной платы и оплаты ниже уровня прожиточного минимума ежемесячно проводится мониторинг просроченной заработной платы и ежеквартально мониторинг уровня заработной платы. На оперативных совещаниях заслушиваются руководители хозяйств, имеющих среднюю заработную плату ниже прожиточного минимума. По состоянию на 01.01.2013 года просроченной задолженности по выплате заработной платы в сельхозпредприятиях района нет.
В результате решения, принятого председателем Правительства РФ, Минсельхозом и Минэнерго РФ были утверждены объемы поставок ГСМ сельхозтоваропроизводителям по льготной цене. Благодаря этому хозяйства района всех форм собственности приобретают ГСМ по льготной цене. Так для проведения сельскохозяйственных работ за 12 месяцев освоены выделенные лимиты в количестве 3108 тонн дизельного топлива и 13 тонн бензина.
Подпрограмма «Устойчивое развитие отраслей свиноводства, птицеводства и овцеводства в Красносулинском районе» направлена на увеличение объема производства продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы.
Реализация мероприятий подпрограммы «Развитие свиноводства в Красносулинском районе на 2010 – 2014 годы» в 2012 году проходила в сложной пост эпизодической обстановке угрозы возникновения африканской чумы свиней. Принятые меры по недопущению заноса заболевания на территорию района привели к сокращению свинопоголовья. Снижение поголовья свиней в 2012 году по сравнению с предшествующим годом у свиноводов района, как у населения, так и у сельхозпредприятий, составило более 600 голов. Причинами спада является существенное увеличение стоимости кормовой базы и истребление поголовья, с целью недопущения заражения. Так ОАО «ПСХ Соколовское», планирует к 01.09.2013г. провести мероприятия по закрытию ферм и рассмотреть вопрос перепрофилирования на альтернативные свиноводству направления животноводства. Сельскохозяйственным предприятиям, имеющим свиноводческие фермы, на заседаниях комиссии по АЧС рекомендовано привести предприятие в режим закрытого типа, предприятиям, не приведшим в соответствие свиноводческие фермы, рекомендовано ликвидировать поголовье свиней. Установлен усиленный контроль над производством и реализацией свинины, проводятся профилактические ветеринарные мероприятия. Проводятся собрания комиссии по недопущению заноса на территорию Красносулинского района АЧС, разработан план мероприятий противодействию распространению гибели животных.
На сегодняшний день район располагает достаточными зерновыми ресурсами, отработанными технологиями производства мяса птицы, позволяющими интенсивно развивать отрасль птицеводства и вести высокорентабельное расширенное производство. В этом направлении работаетподпрограмма «Развитие птицеводства в Красносулинском районе на 2010 – 2014 годы».
Одним из основных условий увеличения производства мяса птицы, достижения высоких производственных показателей является использование высокопродуктивного генетического потенциала разводимых пород и их гибридов, приспособленных к интенсивным условиям содержания, обладающих высокой энергией роста и другими хозяйственно полезными качествами, такими как многоплодие, высокая устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, высокий убойный выход мяса, приспособленность к индустриальным технологиям содержания. Обеспечение предприятий собственным высокогибридным поголовьем уменьшит затраты на восполнение основного родительского стада и улучшит экономические результаты работы отрасли.
Дальнейший рост показателей животноводства обусловлен реализацией в районе инвестиционного проекта по развитию животноводства, такого как строительство молочной фермы, численностью поголовья КРС 750 голов. Инвестор планирует в 2013 году завершить строительство животноводческого комплекса, состоящего из 3 ферм для разведения КРС молочного направления. В 2012 году в рамках реализации данного проекта произведено строительство зернохранилища и навеса предназначенного для содержания сельхозживотных.
Высоким потенциалом в отрасли животноводство обладает ЗАО «Красносулинская «Птицефабрика», которая вот уже на протяжении почти 20 лет успешно ведет свою предпринимательскую деятельность. Постоянно расширяет свое производство, как следствие повышаются объемы производства, увеличивается дополнительная прибыль. Так за 2012 год предприятием реализовано 3076,8 тонн птицы в живом весе, что на 10 % ниже показателя 2011 года, однако, покрытие потребности населения района в мясе птицы составляет более 220%. Производство яйца составило 21955 тыс. шт., что на 27 % больше показателя прошлого года.
Объемы производства отрасли птицеводства по итогам 2012 года в целом по Красносулинскому району, характеризуется темпом роста по производству яйца - 12,0 п.п. и спадом производства мяса птицы на 9,5 п.п к уровню прошлого года, это непосредственно связано со снижением спроса на производимую продукцию и удорожанием кормовой базы, а также с особенностью технологии производства и графиком закладок инкубационного яйца на Красносулинской Птицефабрике.
В рамках реализации Программы развития животноводства в Красносулинском районе ЗАО «Птицефабрика Красносулинская» провело реконструкцию двух птичников на 20 тыс. голов для содержания родительского стада бройлеров. Стоимость инвестиционного проекта 22 млн. руб., из них 4 млн. собственных средств , 18 млн. – кредит коммерческого банка, по которому в счет компенсации затрат по уплате процентов хозяйство получило в 2009 году из бюджета 1694,3 тыс. руб., в 2010 году- 1116,8 тыс. руб., в 2011 году – 4000,0 тыс. руб., в 2012 году получено 1540,4 тыс. руб. Кредит будет субсидироваться до полного погашения в марте 2015 года.
В условиях современной экономики развитие овцеводства в Красносулинском районе рассматривается как наиболее полное и рациональное использование кормовых ресурсов района. Для увеличения объемов производства баранины район располагает более 58,4 тыс. га естественных пастбищ и апробированной мало затратной интенсивно-пастбищной технологией овцеводства.
Учитывая, это и то, что все поголовье овец района более 4 тысяч голов, сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, вопрос обеспечения их пастбищами, сенокосами, концентрированными кормами и племенным молодняком овец является одним из самых актуальных.
В целях вовлечения владельцев личных подсобных хозяйств в продуктивное сотрудничество с органами государственной власти, по увеличению производства дешевой животноводческой продукции – продуктов питания (баранины), в средствах массовой информации отражаются данные о неиспользуемых земельных участках, подлежащих вовлечению в аренду, предназначенные для сенокошения и выпаса скота. На территориях поселений ведется работа по организации животноводческих объединений с целью оформления пастбищ в аренду. Специалистами отдела сельского хозяйства непрерывно ведется информационно – разъяснительная работа с владельцами ЛПХ по формированию пакета документа на получение субсидии на покрытие части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на приобретение поголовья МРС, с последующей сдачей принятых документов в МСХ области. Также специалистами отдела оказывается информационно - сопроводительная деятельность начинающих предпринимателей, организовавших собственное дело по разведению коз и овец.
В 2012 году всеми категориями хозяйств, произведено 6540 тонн всех видов мяса, что на 478 тонн выше уровня прошлого года. Рост данного показателя обеспечен развитием на территории района альтернативных свиноводству видам животноводства, в том числе овцеводство, звероводство и птицеводство.
Одним из направлений Государственной программы развития сельского хозяйства является «Повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни сельского населения района».
Сельскохозяйственным производством в Красносулинском районе занимается свыше 14-ти тысяч личных подсобных хозяйств, от общего объема производства сельхозпродукции ЛПХ производят более 70% мяса, молока, овощей и картофеля.
Часть личных подсобных хозяйств являются высокотоварными: преимущественно ориентированными на сбыт продукции, а не на его потребление. Это означает необходимость их трансформации в предпринимательские формы ведения бизнеса, что обеспечит на селе дополнительные рабочие места и дополнительные отчисления в бюджет.
Достижение цели осуществляется работой информационно-консультационного пункта, который оказывает информационные и консультационные услуги, включая и распространение отечественного и зарубежного передового опыта по производству, переработке, реализации сельскохозяйственной продукции. Благодаря работе пункта решена проблема в обеспечении личных подсобных хозяйствах граждан молодняком скота и птицы, грубыми, сочными и концентрированными кормами.
На селе активно осуществляется консультативная помощь по разъяснению положений Госпрограммы в части получения субъектами малого предпринимательства целевых кредитов, оказывается практическая помощь в оформлении и сдачи пакета документов на получение субсидии. Основным банком, кредитующим малые формы хозяйствование является дополнительный офис ОАО «Россельхозбанк» в г. Красный Сулин.
В 2012 году ЛПХ и К(Ф)Х получили субсидии на развитие собственного дела в сельскохозяйственной отрасли, в сумме 3,3 млн. руб., в т.ч. ФБ – 3,1 млн. руб., ОБ – 0,2 млн. руб.
В 2012 года от нашего района победителем на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства был признан индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Меркулов Александр Павлович. Суть его проекта - выращивание сахарной кукурузы с использованием орошения. В условиях мелкотоварного производства сахарная кукуруза – одна из наиболее доходных культур. На летнем рынке свежей продукции спрос на нее всегда высокий. А такая новинка как супер сладкая кукуруза, которую можно есть даже сырой, реализуется в 3-5 раз дороже обычных сортов. Грант был израсходован на приобретение сельскохозяйственной техники, в количестве 5 единиц на общую сумму 1,3 млн. руб.
За период действия подпрограммы «Социальное развитие села на 2010- 2014 годы» планируется ввести (приобрести) 1134,3 кв. метров жилья. В рамках программы за 2010- 2012 года улучшили свои жилищные условия 13 семей, проживающих в сельской местности, в том числе 5 молодых семей и молодых специалистов.
В 2012 году получено 2 сертификата (1 молодая семья и 1 граждане) на получение финансовых средств.
В соответствии с утвержденным положением о порядке предоставления социальных выплат в 2012 году были выделены бюджетные социальные выплаты гражданам, проживающим в сельской местности (1 семья и 1 молодой специалист). Размер социальных выплат составил 1287,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 649,5 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета 611,5 тыс. рублей, за счет средств бюджета района 26,7 тыс. рублей. Данные социальные выплаты предоставляются на уровнях софинансирования собственных средств граждан, размер которых составил 612 тыс. рублей.
На 2013 год оформлена и предоставлена в Минсельхозпрод РО бюджетная заявка о размерах социальных выплат, необходимых для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
К настоящему времени рабочей группой рассмотрены 27 заявлений граждан и 7 заявлений молодых семей проживающих в сельской местности района. После доведения району лимита бюджетных средств из федерального и областного бюджетов при условии софинансирования из бюджета района, указанные дела граждан будут предоставлены на рассмотрение областной межведомственной комиссии, по решению которой будет выполняться финансирование данных мероприятий.
На основании новой госпрограммы развития сельского хозяйства на 2015-2020 годы, кроме улучшений жилищных условий, планируется поддержка социальных проектов в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта в сельской местности.
Согласно Стратегии социально- экономического развития Ростовской области до 2020 года и Концепции развития АПК Ростовской области до 2020 года, а также Стратегии развития района до 2020 года и Программе социально-экономического развития Красносулинского района на 2013-2016 годы, разработана и утверждена Муниципальная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красносулинском районе на 2015 – 2020 годы».
Проведенный анализ ситуации в агропромышленном комплексе Красносулинского района, говорит о необходимости интенсивного развития своей переработки, обеспечение размещения перерабатывающих мощностей в привязке к массовым точкам производства сырья. Наличие своей переработки дает возможность обеспечить полный цикл - от выращивания сельскохозяйственной продукции до ее реализации непосредственно населению в виде готовой продукции.
В свою очередь Красносулинский район – это привлекательная территория для инвестиционного развития агропромышленного комплекса, потому что находится в непосредственной близости (100 км) от административного центра области, имеет широко развитые железнодорожное сообщение и автомобильную сеть, центральное положение трассы М4 основной оси - «пронизывающей» территорию района, район богат природными ресурсами, имеется высококвалифицированная и активная рабочая сила.
В целях привлечения потенциальных инвесторов на территорию Красносулинского района подготовлены и размещены в сети Интернет информационные материалы об инвестиционном потенциале АПК района. Перспективной специализацией Красносулинской зоны могут стать логистика и транспортное обслуживание, сельскохозяйственное производство и переработка индустриального типа (производство семян, СЗР, удобрений, комбикормов).
 
 
Заместитель главы Администрации района-
начальник отдела сельского хозяйства                                                         М.П.Воеводин